Фото
Технические данные
История постройки
Название
Регистрация
Концепция
Главные размерения:
Длина 9.5 метров, ширина габаритная 5,0м.
Экипаж 2-8 человек, число стационарных спальных мест - 6.
Полное водоизмещение 2,7т. Вес в упаковках 1250 кг.
Паруса и мотор:
Высота парусности - 10,5 м.
Парусное вооружение - тендер, полная парусность 45 м2.
Грот 22, Кливер 16, Стаксель 7.
Двигатель - 4-х тактный подвесной мотор- Mercury 9.9.
Штатный запас топлива 150 литров, запас хода на моторе 400 миль.
Электрооборудование:
Бортовая сеть электроснабжения - 12 вольт.
Питание - аккумулятор 62 а/ч, с зарядкой от генератора двигателя (60Вт).
Бензогенератор 12В, 25А, ветрогенератор Ø1300мм.
Потребители - навигационное оборудование, свет в каюте и на камбузе, помпа для забортной воды, электроприводные закрутки передних парусов.
Навигационное оборудование:
1. Два 127-мм компаса-курсоуказателя;
2. АИС-транспондер Matsutec HP 33A;
3. Эхолот "Garmin Fishfinder-100blue";
4. Автопилот Raymarin 1000+;
5. Компьютер win32 с комплектом навигационного софта;
6. Планшетный компьютер Pantec Element с комплектом навигационного софта
Метеорологическое оборудование:
1.Анемометр Skiwetch с вынесенным на мачту датчиком.
2. Электронный барометр.
3. Оборудование для приёма метеофаксов
4. Софт для приёма метеопрогнозов формата *.grb по спутниковой связи.
Спасательное оборудование:
1. Спасательный плот ПС-8 в контейнере, с системой полуавтоматической накачки.
2. Аварийный комплект, представляющий собой установленную на корме и соединенную линем со спасательным плотом герметичную флягу, содержащую: запас питьевой воды (5л), большой спальник-одеяло, продукты.
3. Спасжилеты по количеству членов экипажа с поясами-обвязками для крепления страховочных поясов
4. Бросательные концы.
Средства связи:
1. Радиостанция Icom 3M морского диапазона УКВ;
2. Спутниковый телефон Iridium 9555 Satellite Phone;
3. Спутниковый телефон Ericsson r290;
4. Спутниковый терминал Inmarsat BGAN Explorer 110
Надувные разборные катамараны получили широкое распространение в СССР, в 70-е годы прошлого века. Подавляющее большинство советских граждан и мечтать не могли о собственных парусных яхтах. «Яхтинг для нищих», так презрительно отзывались яхтсмены о своих надувных собратьях. Во многом они были правы. Именно низкая стоимость разборных судов дала мощный толчок к их широкому развитию. Эксплуатационные возможности этих лодок, такие как мореходность, безопасность и обитаемость были крайне низки. На таких утлых судёнышках я и несколько моих друзей завязали прочное знакомство с морем. Иногда мы фантазировали: а что получится, если разборный парусник строить не по остаточному принципу, а с такими же затратами средств как крейсерскуя яхту? Есть ли смысл ввязываться в столь сомнительную затею? Все эти вопросы и сейчас висели бы в воздухе, если бы не…
В 1995 году, состоялось самое разгромное путешествие в моей жизни. Ни разу не помню, когда ещё «косая» подходила так близко. К счастью, все остались живы. Выбросив на берегу моря обломки своего первого катамарана я твёрдо решил больше сюда не возвращаться, пока не найду себе нормальное мореходное судно.
Пару лет раздумий привели к твёрдому выводу что крейсерская яхта слишком привязана к одной акватории и поэтому мне не подходит. Трейлерные же яхты лишь номинально считаются перевозимыми. На воде они кажутся скорлупками, а на трейлере – монстрами. Дальность действия такого «автопоезда» заканчивается вместе с асфальтом, отправка по железной дороге безумно дорога, а самолётом невозможна.
Выбора не оставалось. Новой лодке предстояло родиться надувной.
Проект невиданного надувного крейсера начался с расчётов и построения макетов. Совместными усилиями всех участников и сочувствующих была разработана компоновочная схема помещений, устройство управления и многое другое. Как я ни пытался сэкономить на размерах, всё неизбежно приводило к катамарану с размерениями 8х4 метра. По сравнению с существующим тогда надувным флотом лодка была просто огромна! Я и сейчас считаю что при меньших размерениях полноценного крейсера получиться не может. Огромный вклад в создание проекта был вложен моей женой и соратницей Ольгой, художником по професии. Она следила за общей архитектурой и дизайном конструкции. «Котоярви» стал быть может первым разборным парусником для которого делался дизайн-проект. Лодка рождалась не только огромной или обитаемой, но ещё и вызывающе красивой! Впоследствии мы убедились, что любой европейской марине, среди сотни белоснежных яхт «Котоярви» выглядит их достойным собратом, а не гадким утёнком.
С 1998 года – на Ступинском комбинате заказана партия труб из коррозионно-стойкого морского сплава АМГ-6Н, был заложен стапель.
Лодка напрерывно строилась 6 лет. Первый и второй спуск на воду состоялись в 2002 и 2003 годах, но эти плавание были испытательными, без мачты и парусов.
2004 год следует считать окончанием строительства и пополнением надувного флота крейсерским катамараном «Котоярви».
От начала и до конца это судно является экпериментальным. Доработки и усовершенствования продолжаются и по сей день. Большая часть последних усовершенствований касается улучшением комфорта. Небывалые для надувных судов устройства, такие как крытый гальюн, мойка для посуды, компрессор для подкачки корпусов, полноценное навигационное и метеорологическое оборудование – характерные черты «Котоярви».
Раньше я был увлечённым туристом. Горы, лыжи, пещеры, сплав. И так до тех пор, пока в 1994 году не состоялось первое знакомство с Белым морем. И тогда всё остальное было отодвинуто и забыто. Море стало всепоглощающим увлечением, стилем жизни и излюбленной работой. Из того далёкого первого путешествия был привезён сувенир - спасательный круг с надписью «СРТ КОТОЯРВИ МУРМАНСК», найденный в прибойном хламе на маленьком островке среди моря. И несколько лет спустя, когда пришло время строить новый корабль, название уже не обсуждалось. Тем более, что перевод с угро-финского как нельзя более подходил к концепции нового судна.
Из словаря угро-финских топонимов: «коти, коди, кода - жилье»
«ярв, ярве, ярви, явр – озеро»
«Котоярви» – дом на озере.
И. Лукомский
Год постройки 2002.
Судно занасено в реестр ГИМС МЧС РФ
Бортовой номер- Р7216МЦ;
Парусный номер "МАРИНС"- М495
Формула класса 4U(III M) 8/18\22
Регистрационный номер судовой радиостанции (AIS) MMSI: 273386250
«… сама концепция разборного «тряпочного крейсера» находится где-то на грани здравого смысла…» Эти фраза принадлежит моему дорогому другу и соратнику А.П. Беликову, строителю и капитану легендарной «Попандополы». Саня встал на этот путь раньше меня на десяток лет и к моменту постройки «Котоярви» уже разменял не одну тысячу миль по водам самых удалённых и труднодоступнх морей России. Он и разработал «концепцию разборного крейсера» которая мало изменилась и по сей день.
Таких лодок построены считанные единицы, но каждая из них уже внесла огромный вклад в развитие парусного туризма. С появлением этого класса судов, самые смелые, самые невероятные проекты стали былью.
Судно которому посвящён этот сайт – парусно-моторный катамаран «Котоярви». Он поектировался и строился как некий гибрид крейсерской яхты и разборного парусного катамарана. От яхты это судно унаследовало высокую обитаемость и приспособленность к крейсерскому плаванию. Разборность позволяет обходиться без дорогостоящей стоянки и транпортировать лодку любым видом транспорта. Именно высокая мобильность при транспортировке стала основным аргументом при выборе концепции.
Заложенные запасы прочности конструкции, скорее яхтенные (3-4), чем «надувные» (1,3-1,5). Тактика плавания – промежуточная. Надувные корпуса позволяют подойти вплотную к берегу (в отличие от яхты), но из-за большого веса судно на берег не вытаскивается. Разумеется, на судне есть всё необходимое и для якорной стоянки.
Экспедиция «Котоярви»