Про Курилы сейчас пишут много, а особенно, про их государственную принадлежность. Будучи с рождения советским человеком, а потом и военнослужащим, принявшим присягу в Советской Армии, я всегда твёрдо знал, что Курилы, это исконная российская земля, т.е. моя Родина.
В 2011 году мне довелось совершить морское путешествие вдоль Курильской гряды и посетить многие из островов. Там я увидел то, о чём предпочитают не упоминать российские политики. Абандоны – брошенные заставы, военная техника, солдатские могилы, жилые некогда посёлки, и целый город–призрак Кратерный в бухте Броутона на острове Симушир. «Японцы ушли, а русские так и не пришли», это я прочитал на одном из дальневосточных сайтов.
По-разному можно воспринимать эти памятники почившей советской империи. С одной стороны, они являются символом разрухи и запустения современной России. Но с другой стороны в них сохранился дух того времени и людей, которые в нём жили. Многие из этих людей живы и по сей день. Быть может, фрески на стенах обвалившегося детского садика напомнят кому-то о счастливом детстве, трогательная надпись мелом на школьной доске – о первой любви, список оповещения офицеров по тревоге – о трудной, но почётной службе и боевых товарищах.
Так или иначе, брошенные острова с развалинами жилья, обвалившимися радарными установками и горами ржавых бочек, всё это – наша Родина. А раз так, то мы будем её любить такой, какая она есть.
И. В. Лукомский